68. Гамилова Мария Геннадьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», обучающаяся 2019-2020 году в НГПУ по программе профессиональной переподготовки «Дефектология»

 

 

 

Здравствуйте, двадцать четвертого апреля прошла семнадцатая встреча в рамках Всероссийского традиционного эвристического проекта День дефектологии, которые регулярно организует и проводит НГПУ. На подобном мероприятии я побывала, к сожалению впервые. В этом году мне выпала замечательная возможность, не смотря на сложившуюся ситуацию в мире, посмотреть это мероприятие в заочной форме. Но в этом даже есть свои некие плюсы, можно пересмотреть особенно тронувшие и понравившиеся номера. После просмотра всех выступлений я нахожусь в большом потрясении от увиденного. Хотелось бы отметить, что для меня была очень удобна разбивка проектов по номинациям, так как проект «День дефектологии» очень обширный, поэтому благодаря разбивки на блоки, раскрывается вся ценность представленной номинации. Сколько людей приняли участие в этом замечательном мероприятии и смогли показать свой профессионализм и поделиться опытом. На сегодняшний момент я являюсь студенткой профессиональной переподготовки НГПУ программы «Дефектология». Огромное спасибо хочу сказать Ольге Юрьевне за то, что именно она, нас студентов профессиональной переподготовки, познакомила с этим уникальным проектом. Мне как педагогу, погружающемуся в новую профессию, было, особенно ценно познакомится с «Днём дефектологии». Я получила необыкновенный опыт развития, пробуждения и профессионального самоопределения. Это мероприятие подвело меня к осознанию перспектив моей будущей профессии. Просмотрев выступления участников, хочу признаться в том, что многие из них вызвали во мне очень сильные чувства и погрузили в разные, эмоции и ощущения. Смотря на эти номера, я понимаю, сколько труда вложено преподавателями, педагогами и их воспитанниками, студентами, это вызывает восхищение! Очень интересно было познакомиться как с проектами студентов, так и с трудами педагогов, которые уже не первое десятилетие в профессии и так же делятся своим опытом работы и мнением, мне это очень пригодится в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Это очень масштабное мероприятие, это действительно память поколений, сплочение настоящего и будущего дефектологии, которое объединяет огромное количество участников из разных городов и стран мира.

Хотелось отметить несколько проектов, которые меня особенно заинтересовали, тронули и остались в памяти:

В канун 75-летия победы очень актуальны проекты, связанные с памятным для нас событием – это юбилей со дня победы в Великой Отечественной войне. Проект «Судьбы дефектологов в годы Великой Отечественной Войны» это познавательный проект о судьбах великих дефектологах, трудившихся во время Великой Отечественной Войны; проект «Особые дети во времена Великой Отечественной войны», здесь погружаемся в историю, где подробно рассказывается о том, как в тяжелое военное время, советское государство не прекращало заботиться о детях, в том числе и о детях с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Память через года», здесь достаточно глубоко раскрыто развитие сурдопедагогики в ходе Великой отечественной войны, описан самоотверженный труд и вклад сурдопедагогов во времена Великой Отечественной войны. «Музыкально-литературная композиция "Дорогами войны"», здесь на сцене воссоздана атмосфера военного времени, со сцены звучат стихи посвященные мужеству русских воинов, очень трогает сколько сил, труда и воли вложили в эту композицию участники театральной студии Центра адаптации и реабилитации инвалидов Саратовской области, все участники – инвалиды, из них 4 с ментальными нарушениями.

Проекты погружающие в историю дефектологии: такие как «Профессия сурдопедагога как призвание», этот проект раскрывает тонкости профессии сурдопедагога в форме доверительного общения, при этом студенты обращаясь к истории показывают свою признательность и уважение к великим ученым - дефектологам и сурдопедагогам. Проект «Дефектологи», здесь происходит транслирование знаний о великих дефектологах, об их вкладе в развитие науки, о своих прославленных преподавателях, посвятивших свою жизнь особым детям.

Проекты способствующие по-другому посмотреть на людей с ограниченными возможностями: такие как «Я слышу глазами», здесь посредством стихотворения передается как ощущает себя человек с нарушением слуха, какие у него внутренние переживания и взаимосвязь с миром. Проект «Кукушка», очень проникновенно и эмоционально в стилистике чёрно-белого документального кино представлена театрализация песни с использованием перевода на русский жестовый язык. Проект «Наша профессия», в котором представлен сюжет о принятии в коллектив глухонемой девочки. Видеоклип «Беседа о правильном питании», где девочка рассказывает о правильном питании с помощью жестовой речи. Проект «Они такие же, как мы», очень бы хотелось, чтобы этот проект посмотрело как можно больше людей, в нем очень подробно и доступно изложены необходимые правила при общении с людьми, имеющими определенные ограничения.

Проекты, которые поспособствовали задуматься о компетенциях дефектолога: это мини-проекты «Особый ребенок в пространстве жизни» и «Мир глазами особого ребенка», это те проекты, которые выражают мысли и понимания студентов о значимости их будущей профессии. Так же очень эмоциональный мини-проект «Особый ребенок», способствующий формированию профессионального и личностного самоопределения. Музыкально-литературная композиция «Близкие люди», её представил талантливый будущий педагог, который с помощью литературно-музыкальной композиции эмоционально раскрывает тему близких и нужных людей на этой земле.

Проекты, которые помогут в дальнейшей работе: это проект «Курс на перспективу», здесь представлен эмоциональный и профессиональный отклик будущих педагогов, которые представили свой опыт в образовательном процессе для детей с расстройствами аутистического спектра школы «Перспектива». Коррекционно-развивающий проект «ЧУДО-СОЛЬ» с использованием нетрадиционной техники рисования «Солевая акварель», это авторский проект педагога практика по работе с детьми с нарушением зрения. «Психологический театр», направленный на успешную социализацию и самореализацию ребят. Проект «Мамина школа. Новый шаг в Новосибирске». Здесь представлен опыт сотрудничества студенческого отряда волонтеров с Благотворительным фондом поддержки слепоглухих «СО-единение» и сообществом семей слепоглухих. Проект «Партнерство различных социальных институтов и сотрудничество всех участников процесса социализации лиц с ОВЗ и семьями, их воспитывающими», здесь представлена очень полезная и ценная информация в виде новых форм работы как с детьми, так и с их родителями. Проект «Партнерство различных социальных институтов и сотрудничество всех участников процесса социализации лиц с ОВЗ и семьями, их воспитывающими», представлен очень интересный доклад об истории создания, об основном функционале и уникальности этого центра.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что видна большая работа, проделанная всеми участниками проекта. Я даже не предполагала, что будет настолько интересно и много участников: дети из детских садов, школьники, студенты, педагоги не только из Новосибирска, но и из других городов. На мой взгляд, «День дефектологии» это очень важное и нужное для всех мероприятие. Студенты получают осознание своей профессиональной миссии. Педагоги новый стимул к развитию, дети с ограниченными возможностями творческую самоактуализацию, а их родители мощную психологическую поддержку. Я искренне уважаю людей, которые посвятили свою жизнь этой благородной профессии. Спасибо огромное организаторам этого мероприятия! Очень надеюсь, что в следующем году, находясь уже в актовом зале НГПУ, смогу снова испытать эти прекрасные и незабываемые эмоции от этого эвристического проекта.